Не прошло и месяца с того дня, как мы радовались новости о том, что муниципальному транспортному предприятию удалось избежать банкротства, что купленные для него шесть новых автобусов не уйдут с молотка, а в ближайшее время для него будут приобретены ещё четыре новых автобуса. Мы этому радовались, потому что понимали: в городе появится больше автобусов, нам придётся меньше времени стоять на остановках. Кроме того, чем больше конкуренция в этом виде бизнеса, тем лучше качество обслуживания. Но…
МУП «Транспортная компания» банкротства избежала, а три частных перевозчика из четырнадцати, которые работали в городе, – нет! Три частных перевозчика вынуждены были прекратить свою деятельность в связи с тем, что этот бизнес стал просто убыточным.
А сегодня на повестке дня остро стоит вопрос о прекращении работы всех частных перевозчиков по той же причине. И если это произойдёт, в городе останется только МУП «Транспортная компания» с десятью новыми автобусами.
Поясню: в настоящее время город обслуживают порядка шестидесяти пассажирских автобусов. Но даже при таком количестве общественного транспорта мы часто жалуемся на чрезмерно длительное ожидание автобуса на остановке. А что мы будем делать, когда их останется десять на весь город?
Почему сложилась такая ситуация в Биробиджане?
Не буду углубляться в историю вопроса, напомню лишь, что безграмотность и пофигизм бывшего градоначальника Головатого привели к полному хаосу в сфере пассажирских перевозок в городе. Сделав всё возможное для уничтожения муниципального предприятия и отдав пассажирские перевозки в руки индивидуальных предпринимателей, он, видимо, решил, что от него больше ничего не требуется, мол, рынок всё разрулит.
Время шло. Первоначальный контракт на перевозки у частников закончился, а новые контракты не заключались, потому что мэрия не проводила аукционы (конкурсы) на пассажирские перевозки. Она просто выдавала перевозчикам маршрутные карты, и они продолжали работать без контрактов. То есть, по сути, они стали разовыми исполнителями и выпускали автобусы на маршруты по собственному усмотрению, не имея на это каких-либо обязательств, закреплённых в контрактах.
Для проведения аукционов мэрия должна была, если я правильно понимаю, во-первых, рассчитать тарифы на перевозки – максимальный и минимальный и указать их в конкурсной документации. Во-вторых, разработать маршрутную сеть, единое расписание движения городских автобусов, обеспечить наличие остановочных пунктов, то есть организация этой сферы деятельности – ответственность чиновников мэрии.
Но, судя по всему, они просто не могли грамотно посчитать, каким же должен быть тариф. И частные перевозчики продолжали работать без контрактов, но с установленной пять лет назад стоимостью проездного билета в размере двадцати рублей. Потом началась пандемия и резко снизился пассажиропоток, а значит, и выручка перевозчиков. Затем в стране стали расти цены, сначала медленно, потом быстро. А дальше – сами знаете: специальная военная операция, безумные санкции и невероятный взлёт цен на всё!
Мы с изумлением смотрели в магазинах на капусту по цене персиков, щурились, глядя на ценник сахара и мысленно принимали решение отказаться от этой «белой смерти». Мы не верили глазам своим, глядя на цену компьютеров, а автолюбители скрипели зубами, изучая цены на запчасти и шины. Но при всём этом городские автобусы продолжали нас возить за двадцать рублей.
Сами предприниматели подавали в мэрию свои расчёты нового тарифа на перевозки с учётом инфляции, однако им их не утверждали по причине, якобы, наличия в них ошибок.
Возможно, ошибки были, ведь далеко не все перевозчики – грамотные экономисты. Однако, не понятно, почему профильные чиновники не объясняли, как их исправить, почему не оказывали предметную помощь в составлении расчётов тарифа, почему не пересматривали свои же, принятые давным-давно, нормативные акты, почему не адаптировали их к сегодняшней экономической ситуации, сложившейся как в стране в целом, так и в нашем регионе, в частности?
Мне кажется, что бывший мэр Головатый просто искусственно сдерживал тариф на перевозку пассажиров, опасаясь, что повышение стоимости проездного билета в автобусе станет для него плохим пиаром. Для Головатого ведь главным был пиар, а в том, как управлять хозяйством города, как обеспечивать его жизнедеятельность, он мало понимал.
Но мы-то с вами понимаем, что если стоимость заправки автобуса по сравнению с прошлым годом выросла на 10%, полиса ОСАГО – на 39%, цена шины – на 45-47%, моторного масла – на 55%, стоимость запчастей выросла в несколько раз из-за их дефицита, и даже стоимость чековой ленты увеличилась на 481%, то билет за проезд не может стоить по-прежнему двадцать рублей. Мы-то понимаем, что такая стоимость билета означает банкротство всех перевозчиков и, как следствие, продажу их имущества за долги. Поэтому, чтобы сохранить своё имущество, им будет проще прекратить деятельность по пассажирским перевозкам. Такова объективная реальность.
Замечу, что сдерживание чиновниками тарифа на городские пассажирские перевозки – это, большей частью проблема не частных перевозчиков, а наша с вами, то есть пассажиров, потому что заменить шестьдесят автобусов частных предпринимателей на столько же муниципальных не получится ни в течение месяца, ни в течение года. Нет у МУП «Транспортная компания» такого количества автобусов, и купить такое количество не на что.
Так что если частные перевозчики решат прекратить свою деятельность, а они, насколько мне известно, собираются это сделать в ближайшее время, то мы с вами будем через весь город пешком ходить и в тридцатиградусную жару, и в дождь, и зимой в морозы! Будем ходить пешком от одной шибко умной остановки до другой и возмущаться тем, что весь этот кошмар чиновники нам устроили из-за пяти - десяти рублей, на которые они никак не хотели повысить стоимость билета ни путём расчёта и установления нового тарифа, ни путём простой индексации существующего тарифа на уровень инфляции.
Понятно, что даже незначительное повышение тарифа на перевозки требует определённых бюджетных затрат. Ведь необходимо будет компенсировать разницу в цене проездного билета хотя бы для отдельной категории граждан, то есть льготников. А у города лишних денег нет и искать, видимо, негде.
Но для этого и существует областное правительство, которое чуть ли не каждый день хвастается о выделении ему дополнительных сотен миллионов рублей из федерального бюджета. Так пусть поделится с городом. А если не желает этого делать, пусть честно объявит жителям столицы региона: автобусов в городе не будет, ходите пешком!
Елена ГОЛУБЬ
P.S. Уважаемые читатели! Газете нужна ваша помощь.
Ваши добровольные пожертвования, независимо от того, большие они или нет, сегодня – гарантия существования «Газеты на Дом». А размер в данном случае не имеет значения. Вы можете перечислить любую сумму денег на карту Сбербанка 4276 7015 0147 9234 visa, если, конечно, хотите, чтобы газета продолжала работать.