Мы уже привыкли к нескончаемым жалобам посетителей на обслуживание в государственных медучреждениях. Причём, причинами жалоб были, чаще, не сотрудники этих учреждений, а распоряжения, требования, порядки, исходящие от вышестоящего руководства и нарушающие порой существующие нормы, но которые вынуждены выполнять сотрудники госучреждений здравоохранения.
Реже, значительно реже люди жаловались на обслуживание в частных медцентрах. И такая ситуация воспринималась, как должное, потому что мы считали: если мы платим за медпомощь частникам из собственного кармана, то они должны относиться к нам с утроенным вниманием, и вообще пылинки с нас сдувать.
Так и было. Пока более или менее нормально функционировала государственная медицина, частные медцентры вынуждены были с ней конкурировать. Они должны были работать так, чтобы не только состоятельные граждане, но и люди среднего достатка, имея возможность получить помощь в государственном учреждении здравоохранения, выбирали, тем не менее, частное.
Они должны были так работать, потому что иначе у них не было бы ни солидного дохода, ни прибыли.
Целенаправленно уничтожая государственную медицину, безграмотные и безответственные руководители этой сферы, по сути, ликвидировали таким образом конкуренцию между государственным и частным секторами здравоохранения. И с этого момента у частной медицины, на мой взгляд, стали проявляться некоторые признаки государственной.
Иными словами, ограничители отпали. Как с посетителем ни говори – культурно или не культурно, он всё равно никуда не денется, потому что ему больше некуда идти.
Наглядный пример того, что людей лишили возможности выбора: после того, как в областной поликлинике осталось три участковых терапевта, в частных медцентрах, особенно в том, что рядом с поликлиникой, резко увеличился поток посетителей, среди которых есть и люди с низким уровнем дохода. Да, многие медцентры работают по договору с ТФОМС, обслуживая определённое число людей по полису. Но это число ограничено. И далеко не всем нуждающимся в медпомощи теперь удаётся получить её в частном медцентре бесплатно. И люди платят, потому что у них выбора больше нет.
Я уже не говорю о предприятиях, учреждениях, организациях, профиль деятельности которых обязывает их руководителей проводить медосмотр сотрудников. Как правило, такие предприятия, учреждения, организации заключают договор на медобслуживание или конкретно на проведение медосмотров сотрудников, в основном, с частными медцентрами, потому что в областной поликлинике половины, если не больше, врачей узких специальностей, указанных в перечне врачей, обязательных для прохождения медосмотров, просто нет.
Предприятие, организация, учреждение оплачивает эту услугу частному медцентру из своих средств и, соответственно, рассчитывает на лояльное отношение к себе данного центра.
Но жалобы начали поступать от предприятий уже на частные медцентры…
Суть жалоб в том, что медцентр, например, не соблюдает какой-то, или какие-то пункты договора.
Представитель одного из предприятий рассказывает: «Привела в медцентр своего работника, он – иностранец. Ему необходимо получить справки, подтверждающие, что он может работать в продуктовой сфере. Проходили медосмотр, согласно выданному в медцентре «бегунку», предоставили те документы, перечень которых указан в договоре. А когда пришли получить итоговый – разрешительный документ – «медицинское заключение», от нас стали требовать предоставить дополнительные справки, документы, о которых нас заранее не предупреждали. Я возмутилась, Мне в ответ нагрубили. Нет, не врачи, а руководитель медцентра.
Это что такое? Наше предприятие платит этому медцентру деньги. Значит, медцентр должен относиться к нам с уважением, заранее информировать о том, какие документы мы должны предоставлять для проведения медосмотра сотрудников!» …
Вот такой конфликт вроде бы на пустом месте. Понятно, что в любом конфликте виноваты обе стороны, но, как правило, одна - больше, другая – меньше.
По результату разговора с представителем предприятия и владельцем медцентра мы все пришли к выводу, что, как говорится, истина где-то посередине. Но дело даже не в этом конфликте.
Внимание привлёк не сам конфликт, а причины, по которым такие конфликты теперь возможны. Дело в том, что раньше, когда государственная медицина худо-бедно, но работала, частники вынуждены были руководствоваться постулатом: клиент всегда прав, и даже если клиент не прав, всё равно он всегда прав.
Именно такое отношение к посетителям, на мой взгляд, было важным конкурентным преимуществом частных медцентров.
А сегодня с кем им конкурировать? С областной поликлиникой, в которой уже почти нет врачей?
Целенаправленно уничтожая государственную медицину, безграмотные и безответственные руководители этой сферы, по сути, ликвидировали таким образом конкуренцию между государственным и частным секторами здравоохранения.
Умные и ответственные руководители сферы здравоохранения никогда бы такого не допустили, понимая, что ликвидация государственной медицины однозначно приведёт к резкому снижению качества оказания медпомощи в частных медцентрах, пусть не во всех, но во многих.
Так что проблема не в одном конфликте между руководителем частного медцентра и представителем предприятия. Данная проблема – это сигнал о том, что теперь с каждым очередным уволившимся из государственного медучреждения врачом такие конфликты в частных медцентрах будут возникать всё чаще и чаще.
А закончится всё это тем, что частная медицина в отсутствии такого стимула, как конкуренция, превратится в жалкое подобие медицины, как таковой, и все мы будем с ностальгией вспоминать пусть несовершенную, пусть порой грубую и даже иногда хамоватую, но государственную бесплатную медицину.
Елена ГОЛУБЬ
Газета нуждается в вашей помощи, уважаемые читатели! При отсутствии таковой газета выходить не сможет. Ваши добровольные пожертвования – гарантия существования «Газеты на Дом». Если вы хотите, чтобы она продолжала говорить о том, о чём молчат другие СМИ, можете в качестве поддержки перечислить любую сумму на карту Сбербанка 2202 2062 5546 5861 МИР.